Деньги, Прибыль, Капитал в трех финансовых отчетах или Досье на Бизнес (часть 1)

Деньги, Прибыль, Капитал в трех финансовых отчетах или Досье на Бизнес (часть 1)

01.05.2024

Досье на бизнес - три финансовых отчета

Одна из составляющих любого бизнеса – это финансы. Финансы – это цифры, анализ которых позволяет принимать эффективные решения по управлению компанией (управлять бизнес-процессами, управлять деньгами, достигать плановые показатели и управлять командой).

Управление бизнесом на основании финансовых показателей становиться возможным, когда в бизнесе выстроена ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА, которая позволяет получить объективное представление о  состоянии дел в компании.  Финансовая система - это отлаженный механизм, приносящий пользу бизнесу.

Элементы финансовой системы бизнеса:

  • Планирование
  • Учет и отчетность
  • Анализ
  • Контроль

Разберем основной элемент ФС, на котором базируются (надстраиваются) остальные ее составляющие, это – учет и отчетность.

Учет – это фиксация прошлого на основании финансовых (первичных) документов, которыми подтверждаются каждый факт финансово-хозяйственной деятельности компании. На основании учетных данных формируется три основных финансовых отчета, которые отражают  результат в цифрах действий персонала, выполняющего поставленные топ-менеджментом задачи. Таким образом, Учет позволяет увидеть как сработал бизнес в прошедшем месяце, квартале, году в виде сформированных финансовых отчетов.

Основные финансовые отчеты бизнеса:

  • Отчет о движении денежных средств (ОДДС);
  • Отчет о прибылях и убытках (ОПиУ);
  • Баланс.

Каждый из трех отчетов имеет свое предназначение.

Отчет о движении денежных средств

Отчет о движении денежных средств - это отчет о финансовых потоках бизнеса, который показывает сколько денег было на начало  периода, откуда они пришли и куда ушли и сколько осталось на конец. Это часть системы контроля денежных средств бизнеса. ОДДС отвечает на вопрос «А хватит ли денег на оплату обязательств бизнеса».   

Отчет о  прибылях и убытках

Отчет о  прибылях и убытках - это отчет о финансовом результате бизнеса, который показывает, сколько чистой прибыли или убытка и за счет чего заработал бизнес и какие расходы осуществил (структуру доходов и расходов) для этого. Дает понимание, где мы зарабатываем прибыль и где, в каких бизнес-процессах мы ее проедаем. Это фильм о деятельности компании за определенный промежуток времени, фильм о том, как команда зарабатывала прибыль или пришла к убыткам, какова рентабельность бизнеса. Необходим для  анализа эффективности работы бизнеса.

Баланс

Баланс – это отчет о финансовом положении бизнеса,  отчет о Богатстве и Банкротстве бизнеса. Это информация о состоянии бизнеса на определенную отчетную дату,  которая показывает результат  принятия управленческих решений в течении отчетного периода (квартал, полугодие, девять месяцев, год). Это своего рода медицинская справка  о состоянии здоровья бизнеса. Баланс показывает, чем владеет бизнес, на какие средства это приобретено, кому должен, кто ему должен, и куда ушла прибыль - это фотография финансового состояния  бизнеса на определенную дату. В нем мы найдем ответ на вопрос «Почему прибыль есть, а денег нет?» (или наоборот) и «Где деньги?».

Перечисленные финансовые отчеты можно сравнить с приборной панелью автомобиля или самолета, данные которых позволяют увидеть, как развивается бизнес. Показатели перечисленных основных финансовых отчетов взаимосвязаны и дают полную картину бизнеса, его финансовое состояние.

Таким образом, имея три основных финансовых отчета компании, можно  сформировать ДОСЬЕ на данный бизнес, которое расскажет:  как бизнес зарабатывает чистую прибыль, насколько он эффективен,  какова отдача от вложенного капитала собственников, насколько эффективно используются активы компании, получают ли собственники дивиденды, насколько бизнес финансово устойчив и платежеспособен.

Учимся читать основные финансовые отчеты, полезные для бизнеса

Отчет о движении денежных средств (ОДДС) - структура, основные термины, формируем, анализируем. 

Деньги - это кровь бизнеса, это один из главных ресурсов Бизнеса. Для принятия управленческих решений  необходима информация  про деньги, а точнее про их наличие и движение. Данную информацию получают из Отчета о  Движении Денежных Средств (ДДС).

В течении отчетного периода в учете фиксируется каждая денежная  операция, затем они сводятся в отчет ДДС. Данный отчет позволяет планировать будущие платежи,  управлять денежными потоками и создать систему контроля.

Все денежные потоки (поступления и платежи) по бизнесу в целом делятся на три вида:

  • Операционная деятельность
  • Инвестиционная деятельность
  • Финансовая деятельность

Операционная деятельность – это все, что связано с основной деятельностью компании, поступления от ваших покупателей и платежи вашим поставщикам, т.е. оплата  поставщику за тмц, работы, услуги, выплата з/п, уплата процентов по  привлеченным кредитам и займам, уплата налогов пеней и штрафов в бюджет. Это движение денежных средств по  вашей основной деятельности, т.е. обслуживание основных бизнес-процессов.

Инвестиционная деятельность – это поступления от продажи активов компании (основных средств и иного имущества), возврат предоставленных займов, поступление % по предоставленным займам и размещенным депозитам, оплата поставщикам в связи с приобретением основных средств, оплата капитального ремонта ОС, предоставление займов другим лицам.

Финансовая деятельность – это получение кредитов и займов для финансирования компании в кредитных учреждениях , у собственников, у иных физических и юридических лиц, это гашение кредитов и займов,  вклады собственников, выплата дивидендов.

ОДДС – это инструмент управления денежными потоками, он позволяет анализировать направления  притока  и оттока денег.

Анализируем и сопоставляем объем денежных потоков по трем видам деятельности.

Денежный поток от операционной деятельности – главный источник денежных средств бизнеса, его должно хватать на финансовую и инвестиционную деятельность. Если денежный поток от операционной деятельности за период (день, неделя, месяц) отрицательный, это значит, что вы проедаете накопления. Отрицательный  денежный поток от операционной деятельности  не означает убыток. Положительный – не означает прибыль.

Денежный поток от финансовой деятельности – это поставщик денежных ресурсов для операционной деятельности и инвестиционной. Денежные операции по финансовой деятельности приводят к изменению Пассива баланса. Положительный денежный поток от финансовой деятельности говорит о получении кредитного ресурса в данном периоде, отрицательный – о возврате  основного долга или выплаты дивидендов.

Денежный поток от инвестиционной деятельности - это вклад в стратегическое развитие бизнеса (расширение и модернизация). Денежные операции по инвестиционной деятельности приводят к изменению структуры Актива баланса. Положительный денежный поток от инвестиционной деятельности говорит о возврате выданного нами ранее займа или возвращении депозита, отрицательный – о приобретении основного средства или его капитальном ремонте.

Денежные потоки тесно связаны между собой, «перетекая» друг в друга. Потоки за период от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности могут быть как положительными, так и отрицательными.  Положительный денежный поток по одному виду деятельности можно направлять  на финансирование другого вида деятельности  с отрицательным денежным потоком. 
Управлять деньгами бизнеса – не значит иметь их в избытке. Управлять – значит обеспечивать бизнес необходимым денежным ресурсом  для решения текущих и стратегических задач своевременно и в необходимом  объеме . 

Составленный отчет ДДС за день позволяет осуществлять ежедневный контроль денег на расчетном счете и в кассе. Платежный календарь – инструмент ежедневного планирования и контроля.

Эффективное управления денежными средствами это:

  • отсутствие кассовых разрывов;
  • наличие возможности осуществлять запланированные платежи;
  • излишек размещен на депозите;
  • выплаченные дивиденды.

Деньги должны работать либо в операционке, либо в накоплении, либо выданы дивиденды.


Почему остаток денежных средств на конец периода – это НЕ ПРИБЫЛЬ бизнеса за данный период? Прибыль возникает в момент реализации, когда:

  • переходит право собственности от нас  к покупателю товаров, работ, услуг;
  • расходы понесены;
  • обязательства выполнены.

Получение денег и получение прибыли е совпадают по времени.

Продолжение читайте в следующей статье.

С уважением к Вам и Вашему бизнесу,
директор компании "Бухгалтерия Плюс",
аттестованный профессиональный бухгалтер и аудитор
Ольга Бондарь.

К списку новостей